Дом архитектора-неоклассика Михаила Филиппова Вариация на тему древнеримской виллы с атриумом в реалиях Подмосковья — десять лет спустя Михаил Филиппов — один из самых известных российских архитекторов-градостроителей, великолепный художник-график, чьи работы не только хранятся в крупнейших отечественных музеях, но и представляют страну на зарубежных выставках, — пригласил команду Houzz в свой дом в Кратово. «Это мой первый дом, построенный для себя. Я по своему складу — градостроитель. Всю жизнь рисую города. В молодости я работал в Финляндии как художник — жил там в доме с окнами, выходящими в лес. Много ездил по разным городам и рисовал, делал выставки в Париже, в Русском музее в Санкт-Петербурге… В 1993-94 годах стал заниматься архитектурной деятельностью». Один из наиболее известных проектов Михаила Филиппова — жилой комплекс «Итальянский квартал» на улице Фадеева в Москве. «Сейчас я строю UP-квартал «Римский» в Подмосковье, «идеальный город», — рассказывает Михаил. О проекте Место: частный дом в поселке Кратово, Подмосковье Размер: 450 кв.м Кто здесь живет: Архитектор Михаил Филиппов с женой Ольгой и детьми Автор проекта: Михаил Филиппов Фото: Дина Александрова © 2017 Houzz Десять лет назад Михаил с женой Ольгой искали подходящее место для собственного дома. И решили поселиться в подмосковном поселке Кратово. «Я выбрал этот участок, потому что здесь фантастическая тишина, нет давления звуков, которые тебя окружают в Москве», — вспоминает архитектор. Поселок Кратово — бывшее Прозоровское-Голицыно, единственный «город-сад», построенный архитектором-неоклассиком Александром Таманяном (1878-1936) на деньги баронессы Н. Ф. фон Мекк, известной своей поддержкой П. И. Чайковского. «Поселок Таманяна был построен в лесу без вырубки деревьев. Это «город-сад» с идеальной радиальной планировкой — я ее повторил в UP-квартале «Римский». В Кратово она уже совсем не читается — планировка работает только там, где есть общая высота домов», — комментирует Михаил. Большую часть выбранного участка архитектор отвел под сад с радиальной планировкой, а в центре поставил на постамент гранитную колонну с бронзовой шишкой — элемент философии дома и сада. Дом, смещенный к краю участка, построен в 2006 году. Расположенный полукругом, он словно «обнимает» сад двумя симметричными крыльями с крытой колоннадой, протянувшейся вдоль дома. Левое крыло заканчивается помещением котельной, правое — баней. Кроме главного дома, на участке есть отдельное строение для сотрудников охраны. Идею применить структуру древнеримской виллы к собственному загородному дому Михаил объясняет так: «Однажды я попал на Николину Гору, посмотрел на глухие заборы и подумал: «Где-то я видел такую же систему…» В Помпеях! Это дома с перистильным двором, где самого дома будто и нет, зато есть большой внутренний двор. Я понял, что это оптимально для московского поселка. Сейчас неверно используют стилистику усадьбы с парком. Ведь она работает только на участке от 5 га. Соседей там быть не может, но необходим грандиозный участок с парком. А 25 соток — классический размер итальянской виллы, закрытого дома с атриумом». Сланец, которым отделан дом снаружи, тонирован в темный цвет. Рустованные колонны вырезаны из сосны. «Отделка — мое ноу-хау, — говорит архитектор. — Камень привезен из Нахичевани, это немерный серый известняк-сланец. Мы догадались его нарезать и покрасить под цвет дерева специальным лаком». За входной дверью — зеркальная прихожая: кажется, что сад проникает в интерьер. Чтобы добиться такого эффекта, Михаил заказал зеркальные двери для шкафов в прихожей. Потолок выполнен из бетона со следами опалубки: «Потолки — дань Ле Корбюзье, хотя я антикорбюзианец», — замечает автор проекта. В центре дома, за стеклянными дверьми, отделяющим прихожую, расположен большой холл. «Холл при входе — это «атриум», — поясняет Михаил. Здесь снова появляется ордерная структура с рустованными колоннами из сосны. «Ордер — таинственная вещь. Почему он сразу стал таким совершенным?» — замечает Михаил. Стены и пол в этой зоне выложены травертином. По стенам вдоль лестницы, ведущей на второй этаж, развешена графика покойной мамы хозяина, Тамары Григорьевны: «Она работала в ленинградском Гипромезе на набережной реки Фонтанки, там она и сделала этот рисунок. Потом она строила больницы, поликлиники, а последние двадцать лет работала у меня в Мастерской». Направо из холла — большая гостиная, всю стену которой занимает «Лестница в небо» — огромное графическое панно, работа Михаила Филиппова для Венецианской биеннале. Потолки гостиной и кухни отделаны темными балками, на которых расположены лампы верхнего света. В центральных квадратах между балками — большие окна. Через три года после полного обустройства дома хозяин решил прорезать их на потолке гостиной и кухни. Ольга вспоминает: «Меня с детьми в это время не было дома, мы отдыхали на море. Но Михаил Анатольевич приехал туда, привез фотографии, и я увидела дыры в потолке!» «Окна делались для того, чтобы в помещение проникало больше света. Из-за большой крыши террасы тут темновато, а у нас росли дети, им нужно было солнце. Я вырезал квадраты, вставил стекло, по которому можно ходить. Это была сложная работа — перекрытия пришлось резать болгаркой. Зато с точки зрения интерьера получилось оригинально», — говорит Михаил. На полу гостиной и всех жилых помещений дома — паркет. Почти вся обстановка гостиной приобретена хозяином дома одновременно через знакомого антиквара: «Все — из одной дачи. Только кресла с диваном из кухни — единственное, что осталось от обстановки дома, прежде стоявшего на этом месте». «С Ольгой мы вместе двадцать один год — поженились в июле 1997 года. Она моя правая рука, «рулит» всем, — продолжает Михаил. — Поэтому дом так хорошо получился: Ольга была здесь техническим заказчиком». В углу над пианино, а также на других стенах дома — графика Михаила Филиппова, выполненная в карандаше. Часть работ — печатные копии: «Я отпечатал их для интерьера, когда надо было срочно заезжать сюда». С другой стороны от холла находится кухня-столовая, симметрично расположенная напротив гостиной. Ее большие окна также открываются на веранду с колоннадой и видом на сад, а сквозь квадраты окон в потолке видно небо. Стену в обеденной части кухни украшает фриз из архитектурной графики Михаила Филиппова — концепт застройки набережных Москвы-реки (работа 1988 года). «Здесь есть пророчество: стаффаж из советских памятников, которые падают. Я сказал тогда: «На месте бассейна «Москва» надо восстановить храм». Но мне не нравился тоновский храм Христа Спасителя (построенный архитектором Константином Тоном в XIX веке — прим. ред.), потому что он не масштабный. Я предложил в проекте свой вариант, поднял храм на высокий подиум, в котором сделал общественное пространство». Большие керамические сосуды декорируют мебель в рабочей части кухни, а в ее обеденной части — антикварные шкафы. «Всю утварь для кухни мы купили у антиквара на строительном рынке. Он привозит эти предметы из Вологодской области. Традиционно зимой крестьяне делали горшки. Когда настала промышленная революция, себестоимость этих горшков стала выше, чем промышленной утвари, но крестьяне продолжали делать такую утварь. Эти вещи по сути ничем не отличаются от античных, потому что такая традиция очень устойчива. Кухня: Ginova; текстиль: Chartreuse Studio Налево от холла, за стеной кухни расположен коридор, ведущий к кладовой, постирочной, гостевому туалету и еще одной кухне. Эту часть дома Михаил запланировал как «квартиру» для старшего сына Даниила. «Ему 27 лет, он живет отдельно от нас. Тут есть свой вход, полноценная кухня и санузел с душевой». Направо по коридору, идущему за гостиной, — комнаты младших детей Ольги и Михаила: «Сыну Давиду двенадцать лет, дочке Маше — девять. Когда дом только задумывался, Маша еще не родилась». Сейчас дети учатся в школе неподалеку от поселка. Комната Давида находится в конце коридора. Рядом — детская ванная комната. Справа от нее — вход в комнату Маши. Около кровати девочки есть дверь. Изначально эта комната с отдельным входом с улицы, расположенным за дверью, предназначалась для тещи Михаила. Теперь в помещении за дверью для Маши устроена детская кухня — здесь даже подведена вода. «Маша обожает заниматься химией — она пошла в свою прабабушку Елену Григорьевну, которая работала в Государственном институте прикладной химии». Старшие дети Михаила София и Александр приезжают в Кратово в гости со своими друзьями: «Тогда в доме собирается большая шумная компания». Хозяйская спальня находится на втором этаже, над комнатой Давида. При спальне есть отдельная ванная комната хозяев. Пол и стены в ней выложены травертином. Круглящаяся ванна оформлена деревом: «Это тоже мое ноу-хау — отделка вырезана из столешницы», — говорит архитектор. Главное помещение второго этажа — кабинет-мастерская Михаила. Она устроена в левой части дома. Архитектор оставил открытой конструкцию с балками и стропилами кровли. «Мне хотелось сделать тут «троллейбус», — шутит Михаил. У треугольного окна под коньком крыши есть второй ярус. «Сначала мы собирались на антресоли в кабинете сделать кровать, но это оказалось не нужно. Теперь там зимний сад», — поясняет Ольга. С «антресоли», откуда открывается вид на весь кабинет, можно выйти на крышу кухни и заглянуть в мансардное окно первого этажа. Большую часть кабинета занимает рабочий стол Михаила, точнее, несколько составленных в одно рабочее место столов. «Я — художник. У меня в молодости была цель — вступить в Союз художников с помощью своих городских пейзажей, выполненных акварелью, — рассказывает Михаил. — Чтобы тебя, архитектора по образованию, взяли на выставку ЛОСХа за акварель с видом Ленинграда — вот это достижение! Важные условия для хорошего художника — иметь сильную музейную эрудицию. Тогда художник начинает щуриться, анализируя собственные картины. Себя надо сравнивать только с мастерами. Я в художественной школе был звездой, но меня это не волновало — беспокоило то, что я не могу работать, как Остроумова-Лебедева, в графику которой был влюблен. Я стал архитектором, только когда до меня дошло, что надо все делать красиво». На рабочем столе Михаила Филиппова сейчас — проект UP-квартала «Римский», разработанный для Ленинского района Подмосковья. «Вообще я теперь такой человек загородный, — заключает архитектор. — И творческую работу чаще выполняю здесь».