ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ВНУТРЕННИХ ДВОРОВ МИХАЙЛОВСКОГО ДВОРЦА ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ
2002 г.
Главный архитектор проекта: М.А.Филиппов
Архитекторы: А.Филиппов, О.Мранова, Е.Михайлова, Н.Тарасевич, Е.Ляпина
 

Проектом предлагается устройство на уровне коньков всех кровель дворца плоского перекрытия, которое представляет собой пространственную деревометаллическую структуру, состоящую из пересекающихся ферм общим сечением 90 см. В зоне конька устраиваются фонари верхнего света, имеющие с внешней стороны формы и габариты печных труб, утраченных во время реконструкций конца XIX века. Фронтон с коньком по оси 15-А, выходящий на сад, устраивается в виде стеклянной крыши-фонаря. Такое же решение предлагается для фронтона, упирающегося в аттик по центральной оси здания, выходящего в сад.

Главной задачей реконструкции Двора № 2 является устройство панорамного пассажирского лифта, соединяющего вестибюль в цокольном этаже со всеми уровнями дворца. Эта эвертикальная коммуникация получает функцию главного входа в крупнейший национальный музей страны, и поэтому не может быть решена только приемами обычного технического дизайна. Проект предлагает решить лифтовой холл как выставочно-репрезентативную галерею на пяти уровнях.

Объем двора № 1 предлагается использовать на цокольном, 1-ом и антресольном этажах для устройства служебных помещений. На втором проектируется конференц-зал овальной формы, на 100 мест, окруженный лестницей для попадания к местам, расположенным  амфитеатром, и далее ведет на 3-и и мансардный этажи. На промежуточных группах образуются угловые экспозиционные залы с выходами с площадок лестницы. По этой лестнице осуществляется связь посетителей музея между 2-ым этажом из зала № 13 и новыми выставочными помещениями на чердачном этаже. Лестница овальной формы декорируется аркадой, открытой в зал с амфитеатром.



Перспективный разрез по экспозиционным залам мансардного этажа

Перспективный разрез по дворику №2

Продольный перспективный разрез

Перспектива . Вид сверху со стороны Михайловской площади

Перспектива главного фасада Михайловского дворца после проектной реконструкции кровли

Общие сведения о памятнике в границах проектирования 

В 1819 году было найдено место для строительства дворца для великого князя Михаила Павловича (младшего сына императора Павла I). Строительство Михайловского дворца на территории Третьего дворцового сада началось в том же году по утвержденному государем Александром I проекту архитектора Росси и под его руководством. В постройке и оформлении интерьера дворца принимали участие многие талантливые строители, скульпторы, живописцы того времени. По проекту Росси дворец занимал значительную площадь, главный корпус состоит из двух этажей – цокольного и бельэтажа, с двумя ризалитами на главном фасаде, выходящем на площадь (ныне площадь искусств). Цокольный этаж рустирован. В центре -  выступающий восьмиколонный портик коринфского ордера с фронтоном, по бокам до ризалитов -  на уровне бельэтажа шесть трехчетвертных колонн того же ордера. Садовый фасад имеет аттик, оформленный двенадцатью колоннами и скульптурной группой по центральной оси. Этот фасад симметрично оформлен двумя шестиколонными портиками. Цокольный этаж предназначался для разных служб и частью для покоев и кабинета владельцев. На бельэтаже разместились парадные помещения, куда ведет парадная лестница. Это были залы для приемов, столовые, музыкальные, гостиные и т.д., а также личные покои великокняжеской четы и спальни. Внутренние дворики использовались для освещения и связи различных служб. На третьем этаже по проекту Росси устроена церковь архистратига Михаила, над которой сооружен фонарь. Строительство было завершено в 1895 году. Михайловский дворец получил восторженные отзывы современников, как один из самых изысканных дворцов Европы. Памятник строился в стиле ампир. До 1875 года Михайловский дворец принадлежал великокняжеской чете и их наследникам, герцогам Мекленбург-Стрелецким, у которых (по причине их иностранного подданства) был выкуплен казной, т.к. являлся неотчуждаемой собственностью царской семьи. В том же году император Николай II подписал указ о создании в Михайловском дворце музея русского искусства в память о своем отце, императоре Александре III. Реконструкцию и переустройство дворца под нужды музея проводил архитектор В.Ф.Свиньин, рекомендованный Академией Художеств и под надзором специальной комисси. В ходе реконструкции была уничтожена и утеряна значительная часть декора дворца. Приспосабливая здания под нужды музея, Свиньин использовал первоначальный план (анфиладный принцип) Росси, наиболее приемлемый для функционирования музея, группируя различные службы и фонды вокруг световых двориков и, частично, в цокольном этаже. Впоследствии, в первой половине XX века, всвязи с необходимостью расширения экспозиции и увеличением потока посетителей,  гардероб и часть служб были размещены в подвальном этаже, откуда на цокольный этаж устроены две лестницы.

 

Цели и задачи проекта реконструкции:

 

·                   Реконструкция внутренних двориков (правого и левого) Михайловского дворца, с перекрытием световыми фонарями.

·                   Устройство вентиляции и кондиционирования (при техническом обосновании).

·                   Реставрация фасадов с заменой оконных блоков на новые со стеклопакетами.

·                   Устройство панорамного лифта.

·                   Устройство межэтажных перекрытий.

·                   Обеспечение доступа инвалидов.

·                   Монтаж пожарной и охранной сигнализации.

·                   Устройство освещения внутреннего пространства.

·                   Изменение функций помещений, примыкающих к дворам в соответствии с проектом.

 

Описание проекта

Проектом предлагается устройство плоского перекрытия на уровне коньков всех кровель дворца с локальными фонарями конусоидальной формы. Фонари имеют небольшой уклон, с тем, чтобы они были скрыты за коньком кровли практически с любой точки на уровне земли. Само плоское перекрытие представляет собой пространственную деревометаллическую структуру, состоящую из пересекающихся ферм общим сечением 90 см. Эта структура опирается на металлические колонны трубчатого сечения, которые, в свою очередь, опираются на несущие стены по периметру двориков.

 В зоне конька устраиваются фонари верхнего света, имеющие с внешней стороны формы и габариты печных труб, утраченных во время реконструкций конца XIX века. Фронтон с коньком по оси 15-А, выходящий на сад, устраивается в виде стеклянной крыши-фонаря. Такое же решение предлагается для фронтона, упирающегося в аттик по центральной оси здания, выходящего в сад. По оси 18 (фасад, выходящий на Этнографический музей) фонарями верхнего света становятся ряд маленьких фронтонов, упирающихся в общий аттик. Освещением этой части кровли служат также превращенные в люкарны слуховые окна. Перекрытия над третьим этажом укрепляется металлическими балками, подвешенными к структуре плоского перекрытия. Вертикальные элементы, металлические колонны и подвесы трубчатого сечения декорируются в форму колонн дорического ордера. Верхний пояс пространственной фермы зрительно скрыт в перекрытии. В результате общий образ чердачного помещения приобретает характер обширного античного форума или храма с раскрытой стропильной системой. При этом большинство старинных конструкций времени постройки дворца сохраняются, несмотря на то, что они частично теряют конструктивный смысл. В условиях размещения в этом пространстве музейных залов, они служат выставочными стендами и элементами экспозиционного дизайна.


Реконструкция Двора № 1

Объем двора № 1 предлагается использовать на цокольном, 1-ом и антресольном этажах для устройства служебных помещений. На втором проектируется конференц-зал овальной формы, на 100 мест, окруженный лестницей для попадания к местам, расположенным  амфитеатром, и далее ведет на 3-и и мансардный этажи. На промежуточных группах образуются угловые экспозиционные залы с выходами с площадок лестницы. По этой лестнице осуществляется связь посетителей музея между 2-ым этажом из зала № 13 и новыми выставочными помещениями на чердачном этаже. Лестница овальной формы декорируется аркадой, открытой в зал с амфитеатром. Пространство под лестницей используется для прохождения инженерных коммуникаций нижних этажей и для расположения технических помещений. Перекрытые дворовые пространства цокольного, первого и антресольного уровней используются для расширения служебных помещений музея, не нуждающихся в естественном освещении. Над залом и лестницей устраивается фонарь конусоидальной формы и повторяющий овал двора в плане. «Античный» характер решения внутреннего дизайна соответствует архитектурному образу, придаваемому залу для презентаций. Лестница-галерея, окружающая его, символизирует восхождение к истокам русской культуры.


Реконструкция двора № 2

Главной задачей реконструкции Двора № 2 является устройство панорамного пассажирского лифта, соединяющего вестибюль в цокольном этаже со всеми уровнями дворца. Эта эвертикальная коммуникация получает функцию главного входа в крупнейший национальный музей страны, и поэтому не может быть решена только приемами обычного технического дизайна. Проект предлагает решить лифтовой холл как выставочно-репрезентативную галерею на пяти уровнях. Первый уворень – вестибюля, затем уровень первого этажа, на котором галерея-лифтовой холл соединяется с экспозиционными залами через коридор. На четвертом уровне посетители попадают во вновь устроенные музейные залы в чердачном пространстве. На каждом уровне имеется непосредственная связь с Церковной лестницей, являющейся путем эвакуации. Архитектурное решение описываемых галерей представляет собой как бы продолжение основного мотива фасадов и интерьеров Михайловского дворца, имеющего в основе классический принцип построения крупного палаццо с большим ордером, стоящим на втором этаже, характерный для крупных построек в русской архитектуре второй половины XVIII века.

В проекте предлагается во дворик, который зрительно обобщает все уровни дворца, вывести все эти архитектурные мотивы в соответствующих местах, а саму лифтовую шахту сделать срезом дворца, в котором открытая металлическая платформа лифта разрезает структуру палаццо. Таким образом, стены лифтовой шахты превращаются в выполненные в материале чертежи разрезов здания. Этот прием может помочь решить сложнейшую тему связи большого механизма, со своей технической эстетикой, с утонченным ампиром интерьеров Росси.


Образно-идеологическое содержание концепции реконструкции чердака Михайловского дворца и превращение его в экспозиционные залы Русского музея.

В основу проектной концепции Михайловского дворца положена идея «проявления» в нем образа классического палаццо, который несомненно являлся для Росси основой построения композиции. Отступления от этого образа продиктованы особенностями русского климата. Тем не менее, он содержится в Михайловском дворце как идея, как некий метафизический экспонат, составляющий сердцевину коллекции Русского музея. Концепция декорации внутренних дворов комплекса основана на идее выстраивания "разреза" здания, проявляющего его внутреннюю структуру – piano terrena, piano nobile, mezzonino. "Русский холод" никогда не позволял обжить чердачную зону, но теперь она становится полноправной частью композиции. Каково в таком случае должно быть ее решение? Если представить себе такой дворец в Италии, то совершенно очевидно, что над всей композицией должна была бы располагаться открытая галерея для прогулок,
подведенная под карниз. Эта вознесенная над городом "stoa" итальянских
дворцов придает им особое благородство и изысканность. Но поскольку проектом предлагается выстроить разрез внутри дворца, то, разумеется, эта галерея должна быть
помещена в чердачные помещения. Этим и обусловлено общее ордерное решение чердачной части. Оно предельно лаконично - только колонны и стропила перекрытий. Это как бы галерея итальянского палаццо, раскрытая на площадь всего дворца. Таким образом, проявляется и делается зримым тот архетип, который определяет композицию Росси.



Copyright © Михаил Филиппов 2002–2007